Сергей Дяченко: «Совершенствование законодательства будет способствовать развитию минерально-сырьевого потенциала страны»

Первый вице-президент — операционный директор ГМК «Норильский никель» Сергей Дяченко принял участие в работе Второго Национального горнопромышленного форума. В ходе дискуссии «Повышение конкурентоспособности и перспективы развития минерально-сырьевого комплекса России» ее участники, в частности, председатель Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России» Юрий Шафраник, президент НП Валерий Язев, заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский обсудили текущее положение дел в горной промышленности. Ключевыми стали вопросы стимулирования развития минерально-сырьевого комплекса страны, необходимость совершенствования нормативно правовой базы, увеличения инвестиций в геологоразведку, а также повышения привлекательности горных профессий.

Как сообщил Сергей Дяченко, «Норильский никель», который в 2015 году отмечает 80-летие, продолжает реализацию принятой в 2013 году стратегии развития компании. Важное место в ней уделено приоритету первоклассных активов, программе реконфигурации производственных мощностей и решению унаследованных с прошлых времен экологических вопросов.

«В рамках нашей стратегии развития „НорникельПубличное акционерное общество «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» и его дочерние компанииПерейти к словарю“ разработал свою инвестиционную программу. В развитие минерально-сырьевой базы компания в период с 2016 до 2020 года собирается вложить более 200 миллиардов рублей, в реконструкцию обогатительного и металлургического комплекса будет направлено более 100 миллиардов рублей и на улучшение экологической ситуации в регионах присутствия приходится около 200 миллиардов рублей. Это масштабная программа на полтриллиона рублей», — отметил топ-менеджер ГМК, добавив, что отрасли необходимы механизмы стимулирования для наращивания потенциала в интересах страны.

По его словам, компания имеет успешный опыт частно-государственного партнерства. Примерами тому служит реализация Быстринского проекта в Забайкальском крае, а также закрытие устаревших мощностей Никелевого завода в Норильском промышленном районе.

«Этот форум — хорошая возможность обсудить инициативы развития горной промышленности в России и тех шагов, которые бы способствовали привлечению инвестиций в отрасль. Среди инициатив, затрагивающих интересы многих компаний в нашей стране, мы бы выделили несколько. Первое — это принятие заявительного порядка в предоставлении права пользования недрами, прилегающими к действующим месторождениям. Это позволит компаниям активно вовлекать фланги, которые самостоятельно разрабатывать нерентабельно», — сказал топ-менеджер «Норникеля».

Кроме того, для развития геологоразведки рассматриваются инициатива о снятии ограничений по однократности внесения изменения в границы лицензионных участков, а также введение и отработка механизма экономического стимулирования ГРР путем вычета расходов на геологоразведку из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль. Это особенно актуально для таких территорий, как Таймыр, где лишь около 20% геологически изучено.

Также предлагается унифицировать требования к наименованию и составу проектной документации на разработку и освоение месторождений, что позволит быстрее вовлекать в переработку ценное сырье и повысить эффективность инвестиций.

Уже практически решенный вопрос для области добычи углеводородного сырья — установление возможности отклонения фактической годовой добычи от проектной в пределах 10-15% — актуален и для горной промышленности, так как позволяет избежать неконструктивной процедуры пересогласования плана, отметил первый вице-президент ГМК.

Сергей Дяченко обратил внимание участников форума на необходимость стимулирования проведения компаниями природоохранных мероприятий. «Законодательство предусматривает возможность компенсации фактически понесенных затрат на охрану природы в виде возврата, так называемых, экологических платежей, — напомнил он. — В прежние годы этот механизм успешно работал, но в последнее время дает сбои. Нужно на федеральном уровне однозначно прописать процедуру взаимодействия предприятий с региональными органами власти».

Инструменты