Александр Нерадько провел выездное совещание по реконструкции аэропорта Норильск

Первый заместитель Министра транспорта РФ — руководитель Росавиации Александр Нерадько провел сегодня в Норильске выездное совещание, посвященное модернизации аэропортового комплекса и объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта «Норильск».

Летом 2020 года в аэропорту «Норильск» проводятся работы сразу по двум важнейшим проектам — реконструкции аэропортового комплекса и объектов аэродромной инфраструктуры. Они завершат масштабную модернизацию, стартовавшую в 2016 года и затронувшую большую часть инфраструктуры аэропортового комплекса.

Прошедшая в три строительных сезона (с 2016 по 2018 год) реконструкция взлетно-посадочной полосы стала сложнейшим из её этапов. За этот период было заменено 2 821 метра армобетонного покрытия ВПП. Работы велись в круглосуточном режиме.

Проведение реконструкции ВПП подобных масштабов без остановки эксплуатации аэропорта в условиях Арктики — уникальный опыт не только для России, но для мировой авиации. Аэропорт продолжал обслуживать самолеты и пассажиров, а социально значимая связь Норильска с «большой землей» не была прервана.

Реконструкция значительно повысила энергетическую вооруженность и надежность аэропорта. За счет строительства новых очистных сооружений с системой водоотведения, оборудованной площадки для обработки антиобледенительным средством, а также новой аварийно-спасательной станции, эксплуатация аэропорта стала более экологичной и безопасной. Были заменены инженерные сети, осветительные мачты и кабельные эстакады. Полностью переоборудована и модернизирована навигационная система, благодаря которой теперь обеспечивается более высокий уровень безопасности полетов. Современная посадочная система уже успела зарекомендовать себя наилучшим образом в условиях суровой зимы Заполярья.

Кроме того, в ходе реконструкции возведено и модернизировано периметровое заграждение аэропорта. Новое заграждение оборудовано сигнализацией и системой видеонаблюдения, а вдоль всего периметра обустроена патрульная автодорога.

Все эти работы позволят повысить безопасность полетов, качество обслуживания, а новая полоса позволит вывести на новый уровень комфорт пассажиров при посадке воздушных судов (старая полоса имела выпуклую форму, что приводило к более жестким посадкам самолетов и, как следствие, дискомфорту пассажиров).

«В результате комплексной реконструкции мы получили уникальный, практически новый аэропорт. Это не только новая взлетно-посадочная полоса с современным радиотехническим и светосигнальным оборудованием, это еще и рулежный дорожки, места стоянок воздушных судов, оборудование для обеспечения авиационной безопасности и многое другое. Большая часть работ уже произведена, реконструкция завершается по намеченному плану. В 2020 году мы должны завершить все строительно-монтажные работы и ввести весь комплекс в эксплуатацию», — отметил в ходе совещания Александр Нерадько.

«Реконструкция аэропорта „Норильск“, проводимая в рамках ГЧП с участием «Норникеля» — пример удачного, продуктивного государственно-частного партнерства как в части строительства, так и в части обеспечения социальных интересов. Нам важно сконцентрироваться на качественном и оперативном окончании реконструкции. В числе задач на этот год — окончание работ на перроне, пандусах и подъездных дорогах, а также на объектах энергоснабжения и очистных сооружениях. Реконструкция норильского аэропорта — это важный инфраструктурный и социальный проект, направленный на улучшение качества жизни норильчан», — прокомментировал Сергей Дубовицкий, старший вице-президент — руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения «Норникеля».

Проекты «Реконструкция аэропортового комплекса (г. Норильск, Красноярский край)» и «Реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта «Алыкель» (г. Норильск, Красноярский край)» реализуются в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Объем инвестиций в реконструкцию составил более 12,5 млрд руб. Из них 5,8 млрд руб. — вложения «Норникеля», чьи предприятия находятся на территории Норильского промышленного района.

Справочно:

Аэропорт «Норильск (Алыкель)» — воздушные ворота Норильска и единственный транспортный узел, круглогодично обеспечивающий авиасообщение Норильска и Таймырского района с остальной территорией страны.

На сегодняшний день аэродром относится к классу «В», совместного базирования с Министерством Обороны РФ. Приравнен к условиям международного (пересечение воздушных магистралей: транссибирской и трансатлантической). Аэропорт принимает практически все типы воздушных судов.

Размеры ИВПП составляют 2821*45 метров. Первая реконструкция плоскостных сооружений аэродрома была проведена в 1980-1985 гг. Реконструкция основных объектов инфраструктуры проводится с 2004 года по настоящее время.

Пассажиропоток составляет 500 тыс. человек в год, объем перевозки грузов и почты — 18 тыс. тонн. Пассажиропоток определяется численностью населения ближайших к аэропорту городов Норильск и Дудинка, включая их районы и составляет около 200 тысяч человек, имеет ярко выраженную сезонность: 60% годового пассажиропотока проходит в период отпусков с апреля по сентябрь.

Аэропорт «Норильск» введен в эксплуатацию в 1966 году. В 70-е и 80-е годы комплекс претерпел две реконструкции, в ходе которых заменялось искусственное бетонное покрытие и увеличивалась длина ВПП. В 2005 году началась третья глобальная реконструкция аэропорта, в ходе которой было отремонтировано здание пассажирского терминала, КПП и ангара для самолетов, а также гостиница на 70 мест для обслуживающего персонала. В 2008 году был сдан в эксплуатацию новый пассажирский терминал с двумя телескопическими трапами.

На протяжении всего периода эксплуатации ВПП проводились ежегодные плановые ремонты, но по факту ресурс «взлетки» был практически выработан. Построить новую в действующих границах аэропорта было нельзя — существующая полоса расположена на скале, а вокруг нее простирается тундра с очень сложным рельефом и геологией. Поэтому единственное верное решение — проведение масштабной реконструкции объекта со стопроцентной заменой искусственного бетонного покрытия.​

Инструменты